Рекомендации психолога

 
Невинные фантазии или   ?..
Жизнь любого малыша наполнена фантазиями и выдумками. Они — ее неотъемлемая часть. Это одна из основных особенностей дошколят. Они ви­дят окружающую реальность другими глазами, а их ложь непреднамеренна.
Так продолжается примерно до 4-х лет, до мо­мента, когда ребенок начинает спрашивать себя, за что его наказали и как этого можно избежать. И тогда он интуитивно начинает искать способы обхода различных неприятностей вроде выговоров и наказаний.
Дети, в силу возрастных особенностей не обре­мененные моральными представлениями, обычно выбирают средства доступные и дающие возмож­ность быстрого достижения желаемого. Пример этому — детская драчливость и ложь. Зачем ждать, когда соседский малыш наиграется вели­колепной машинкой, когда можно «дать в лоб» и наслаждаться понравившейся игрушкой?.. Зачем мучиться от искушения, когда можно съесть кон­феты, а фантики засунуть в карман младшему брату?
Но часто все не так просто, и причины детской лживости могут крыться гораздо глубже. Рассмот­рим вышеприведенный пример. В ситуации с кон­фетами ребенок «убивает двух зайцев». Во-первых, получает внеплановое лакомство, а во-вторых, мстит брату за любовь и ласку, которую он, воз­можно, недополучает от вас. Задумайтесь, виноват ли ребенок в том, что вы, повсеместно насаждая запреты, оставили сладкое на столе, тем самым, спровоцировав его (как известно, воля ребенка да­леко не настолько сильна, чтобы отказаться от чего-то привлекательного или вкусного при подхо­дящих обстоятельствах)? Что же касается отно­шений с братом, то вспомните, часто ли вы сравниваете ваших детей в разговорах с ними, нахва­ливая то одного, то другого, тем самым, опять же, провоцируя их ревность?
Размышления над истинными мотивами пове­дения ребенка дадут вам возможность проникнуть в сокровенные уголки души вашего малыша, так как его фантазии — это то, чего ему не хватает, своеобразный намек вам для превращения нере­ального в реальное.
Еще одна из возможных причин лживости ма­лыша — ваши завышенные требования к нему, часто не соответствующие его реальным возмож­ностям и желаниям. И именно из любви к вам, не желая вас огорчать и, естественно, пытаясь огра­дить себя от ваших нравоучений, ребенок и начи­нает придумывать «вежливую» ложь. Обычно оп­равдания в своей невиновности заключаются в об­винении кого-либо другого, причем часто этот кто-то другой у вас не вызывал никогда симпатии, и ребенок об этом прекрасно знал.
Что же является основной движущей силой в данной ситуации? Страх! Страх потерять вашу любовь, ваше расположение, страх быть наказан­ным, униженным. И если сейчас, в 4-5 лет, ребе­нок еще не осознает до конца, что он делает, то дальше, в школе, ситуация двойной морали ста­нет типичной для него. Приученный ко лжи, он вряд ли сделает нравственный выбор...
Часто мы, взрослые, собственным примером по­казываем, как можно избежать неприятностей: просим малыша сказать по телефону, что нас нет дома, рассказываем небылицы в гостях и т. д. Что можно сказать в оправдание? Жизнь неоднознач­на. Вас может порадовать то, что, согласно иссле­дованиям, тоньше и изворотливей лгут малыши с высокими интеллектуальными способностями.
Главный вывод, который можно сделать, за­ключается в том, что причина лживости вашего малыша часто кроется в особенностях ваших семейных взаимоотношений.
Что делать родителям?
1.   Проанализировать возможные причины и мотивы поведения ребенка.
2.   Подумать, какова доля вашей вины.
3.   Взглянуть на ваши взаимоотношения со сто­роны.
4.   Определить реальный уровень возможностей вашего малыша и исходить из них.
5.   Если вы уличили малыша во лжи, действуй­те опосредованно, через сказку, рассказ и т. д. Сказ­ка лучше поможет ребенку понять последствия, чем ваши пресные наставления.
6.   Постоянно поддерживать в ребенке чувство собственного достоинства, так как человек, счита­ющий себя Личностью, не опустится до низких поступков.

Если Вы чувствуете, что самим сложно разобраться идите к специалистам, психологи помогут разобраться и вместе с Вами выбрать пути решения проблемы.


Ваш лучший «помошник» – игра.
Способность родителей участвовать в жизни де­тей проявляется в отношении к играм. В играх от­ражается личность ребенка, они — показатель пе­дагогического уровня родителей. Часто игра — это первая фаза более серьезной деятельности. Неред­ки случаи, когда к детским играм и увлечениям ро­дители относятся всерьез, помогают детям. Боль­шинство родителей способны развлекать детей, осо­бенно малышей. Но уметь играть с детьми всерьез умеют далеко не все. А тем временем в руках у ро­дителей имеется лучший козырь — детская игра, то есть занятие, которое ребенок любит больше все­го на свете. Итак, большой секрет: как одну из самых больных тем для родителей — уборку игру­шек — превратить в увлекательное занятие!
Обратитесь однажды к своему ребенку с вопро­сом: «Давай проверим, есть ли у тебя игрушки ..... цвета? (квадратной формы, из меха и т. д.). У детей постарше можно вызвать познавательный ин­терес: «А ты знаешь, чего у тебя больше: грузо­виков или легковушек?» Другими словами, исполь­зуйте любую возможность для общения с ребен­ком, для его развития, экономьте свое время.
Игра может оказать хорошую услугу и в другой проблеме — капризах за едой. Здесь как никогда необходима ваша фантазия: из обыкновенного пю­ре можно сделать целую сказку (к тебе в гости пришел картофельный гном, посмотри, какая у него замечательная шляпа из помидора). Вол­шебными свойствами можно наделить любую пищу (кто ест эту кашу, становится сильнее и взрос­лее). Можно привлечь самого ребенка к приготов­лению еды, если это, конечно, возможно!
Дети еще любят фантазировать, вселяя своих кумиров (Бэтмен, Золушка и т. д.) в свою жизнь и становясь ими. Вы можете использовать этот мо­мент в воспитательных целях, стоит только при­нять игру ребенка. Главное — найти в кумире по­ложительные качества. 

Конфликты детей. Что делать?

Большинство братьев и сестер дерутся довольно часто и с большим азартом. Они борются за пространство, вещи, родительскую любовь и внимание. Какую программу по телевизору смотреть, кому достанется последняя конфета и чья очередь играть с щенком. Чем моложе дети, тем меньше у них интеллектуальных и социальных навыков мирно разрешать споры и находить взаимно приемлемые компромиссы. Исследования показывают, что рано выработанные модели взаимоотношений между детьми довольно устойчивы и сохраняются на протяжении многих лет. Спонтанного улучшения следует ожидать только по достижении младшим ребенком подросткового возраста, когда дети начинают воспринимать друг друга на равных.

Позиция родителей является одним из ключевых факторов, способных остужать или катализировать детские конфликты. Как правило, дети лучше ладят между собой, когда они считают, что у родителей нет любимчиков и они справедливо относятся ко всем детям. Когда родители постоянно хвалят успехи одного ребенка и ставят его в пример другому, отношения между детьми разрушаются. Это не означает, что родители должны вести себя одинаково со всеми детьми. У детей разного возраста и пола потребности отличаются и родителям приходится это учитывать. Если одному из них понадобилась куртка, вовсе не обязательно другому покупать что-нибудь из одежды. Потребности второго ребенка могут быть связаны со спортом, компьютером или с чем-нибудь еще. Справедливость не означает одинаковость.

Родителям очень сложно сохранять равную дистанцию по отношению к детям, когда имеют место супружеские конфликты. Когда родители не ладят между собой, они больше не могут эффективно общаться с детьми, и это приводит к усилению раздоров между братьями и сестрами. В ситуации супружеского кризиса дети склонны занимать чью-то сторону и сражаться со сторонниками из "вражеского" лагеря.

Родители не часто проявляют гибкость, когда дело касается вмешательства в споры своих детей. Типичные увещевания на тему "Вы же родные люди и поэтому должны любить друг друга" обычно не приносят никакой пользы. Время от времени все дети испытывают друг к другу чувства злости, ненависти и недовольства. Необходимо признать этот факт. Отрицание его приводит к тому, что враждебность загоняется "в подполье", где отягощается дополнительным бременем неприязни и обиды, усугубляясь чувством своей непонятности и, возможно, виной по поводу силы своих запрещенных чувств. Нередко дурные чувства уходят в "подполье" вместе с искренними, добрыми чувствами. В результате может получиться вооруженный нейтралитет, вежливая враждебность или явно наигранная ласковость. Простые запреты на агрессию обычно не приводят к искренним и дружеским взаимоотношениям.

Бессмысленны также дотошные расследования на тему "Кто все это затеял?". Дети - мастера провокаций, и поиск истинного виновника конфликта - это самый верный способ зайти в тупик. В большинстве случаев родителям следует избегать роли судьи в стычках между детьми, так как они часто затеваются, чтобы привлечь их внимание.

Широко используемые способы отвлечения детей от конфликта и переключения их на что-нибудь приятное, например, пойти всем вместе в парк аттракционов, к сожалению, обеспечивает лишь временное решение. Неразрешенные противоречия могут всплыть вновь и испортить все удовольствие.
Что же делать родителям, когда перед ними стоит столь непростая задача, как обучение детей сотрудничать друг с другом?

Практические рекомендации по преодолению детских конфликтов:

Прежде всего проанализируйте свое собственное поведение и установки по отношению к детям. К кому из них вы ближе эмоционально? Может быть с кем-то из ваших детей вы связываете какие-либо особые ожидания? Кто-то из них напоминает вам ваших собственных родителей? Вы ждете, чтобы старший ребенок вел себя как взрослый, даже если ему всего семь лет? У вас есть склонность обвинять одного ребенка больше, чем другого? Даже если такие обвинения кажутся вполне оправданными, это может указывать на вашу необъективность. Не похож ли причиняющий вам беспокойство ребенок на вашего супруга? Если вы убеждены, что ваш супруг слишком снисходителен, то вы можете компенсировать это своей строгостью. Ни один из вас не объективен в данной ситуации. Постарайтесь сначала преодолеть собственную предвзятость к детским конфликтам.

Требуйте, чтобы дети просили разрешения друг у друга, прежде чем одолжить какую-либо вещь или поиграть с ней. Помогайте детям точно обозначать границы собственной территории. Что предназначено для общего пользования, а что принадлежит каждому из них. Это избавит владельца от постоянной угрозы непрошенного вторжения и задаст правила для разрешения споров.

Старайтесь не вмешиваться сразу в споры детей, если они не рискуют поранить друг друга. Часто в детской подсистеме устанавливается естественная для их возраста иерархия. Если на вопрос "Хотите, чтобы я помог вам разрешить этот спор?" дети отвечают "нет", то лучше дать им шанс все разрешить самостоятельно.
Помогайте вашим детям договариваться. Будьте посредником, а не судьей в их спорах.

Первый шаг - это изложить суть проблемы. Например: "У нас только одна такая игра, а мы оба хотим поиграть в нее". Большинство ссор бывает из-за обид, насмешек и несправедливости. Поэтому, очень полезно попросить каждого из детей кратко изложить точку зрения своего оппонента, чтобы убедиться, что он все слышал и понял.

Второй шаг - это сообща найти возможное решение. Попросите детей составить перечень возможных путей и способов разрешения конфликта. Подчеркните, что ни один из них не будет играть в эту игру до тех пор, пока оба не придут к согласию. Побуждайте отвечать детей на вопрос: "Что должно произойти, чтобы твой брат (сестра) сочли это решение справедливым?".

Третий шаг - утвердить окончательный план разрешения спора. Если вопрос серьезный и согласие все еще не достигается, выносите проблему на "семейный совет" и используйте ресурсы других членов семьи.

Используйте смену обстановки для уменьшения эмоционального накала: "Я предлагаю сейчас перейти на кухню и прошу вас не уходить оттуда, пока вы не разрешите ваш спор". Часто такое простое действие помогает детям несколько успокоиться и начать обсуждать проблему.

Тренируйте навыки сотрудничества в спокойной обстановке. Попробуйте вместе с детьми вспомнить уже разрешенную ссору и основные шаги разрешения конфликта. Эта репетиция может быть даже забавна. Хвалите обе стороны за проявленные усилия, отмечая малейшие движения в сторону разрешения противоречий: "Мне понравилось, когда ты сдержал себя и, несмотря на обидное слово, продолжал обсуждать ситуацию. Здорово, что ты предложила целых три варианта решения".

Создавайте специальное пространство для безопасного отреагирования агрессии. Это могут быть взаимные шаржи или карикатуры, ритуализированные сражения подушками. Запрещайте драки всерьез вне "пятиминуток ненависти", наказывая обоих детей без разбирательства "Кто первый начал".

Будьте чутки к переживаниям ваших детей. Копайте глубже. Может быть конфликт с сестрой возник как способ выразить негативные чувства по другому поводу? Может быть был трудный день в школе? Предал друг? Если вы подозреваете, что в основе ссоры лежит какая-то другая причина, то поговорите об этом с ним лично. Ваше понимание эмоционального состояния ребенка - лучшая гарантия для построения с ним отношений и улучшения его поведения.

 Если Вы чувствуете, что самим сложно разобраться идите к специалистам, психологи помогут разобраться и вместе с Вами выбрать пути решения проблемы.

Конфликты детей. Что делать?


             
                           По материалам книги А. Черешкова                                                «Современный ребенок. Энциклопедия                                          взаимопонимания»

  Большинство братьев и сестер дерутся довольно часто и с большим азартом. Они борются за пространство, вещи, родительскую любовь и внимание. Чем моложе дети, тем меньше у них интеллектуальных и социальных навыков мирно разрешать споры и находить взаимно приемлемые компромиссы...
  Позиция родителей является одним из ключевых факторов, способных остужать или катализировать детские конфликты. Как правило, дети лучше ладят между собой, когда они считают, что у родителей нет любимчиков и они справедливо относятся ко всем детям...(читать подробнее)

 Что же делать родителям, когда перед ними стоит столь непростая задача, как обучение детей сотрудничать друг с другом?


Практические рекомендации по преодолению детских конфликтов:

1. Прежде всего проанализируйте свое собственное поведение и установки по отношению к детям. К кому из них вы ближе эмоционально?..
2. Требуйте, чтобы дети просили разрешения друг у друга, прежде чем одолжить какую-либо вещь или поиграть с ней. Помогайте детям точно обозначать границы собственной территории.
3. Старайтесь не вмешиваться сразу в споры детей, если они не рискуют поранить друг друга.
4. Помогайте вашим детям договариваться. Будьте посредником, а не судьей в их спорах.
Первый шаг - это изложить суть проблемы.
Второй шаг - это сообща найти возможное решение.
Третий шаг - утвердить окончательный план разрешения спора.
5. Используйте смену обстановки для уменьшения эмоционального накала.
6. Тренируйте навыки сотрудничества в спокойной обстановке. Попробуйте вместе с детьми вспомнить уже разрешенную ссору и основные шаги разрешения конфликта.
7. Создавайте специальное пространство для безопасного отреагирования агрессии.
8. Будьте чутки к переживаниям ваших детей.

Если Вы чувствуете, что самим сложно разобраться идите к специалистам, психологи помогут разобраться и вместе с Вами выбрать пути решения проблемы.

Когда необходимо обращаться за помощью
к специалистам?

Материнское поведение оказывает важное влияние на развитие ребенка, его психо-физическое  здоровье.  Поэтому так важна психологическая грамотность матери.
В настоящее время  многие родители имеют доступ к огромному количеству информационных ресурсов, связанных с обучением и воспитанием  маленьких детей.
Все это изобилие, однако, вводит многих родителей в заблуждение или в замешательство. У них возникает масса вопросов: где - то самое главное и основное знание, которое подходит именно для моего ребенка?  Всё ли они делают правильно, что бы помочь, а не навредить ребёнку. Что знает и умеет ребёнок в определенном возрасте, а что даётся с трудом. Если ребёнку задания тяжелы, то необходимо выяснить почему.
Из таблицы вы увидите чему необходимо учить ребёнка. А как работать научат специалисты нашего Центра

Табл.1 Показатели развития детей второго года жизни (К.Л. Печора)
Линия развития
показатели
1 год 3 месяца
Сенсорное развитие
Играя, различает 2 разных по величине предмета (например, два кубика)
Общие движения
Ходит длительно, меняя положения (приседает, наклоняется)
Игра
Умеет воспроизводить в игре разные действия (кормит куклу, собирает пирамидку и др.)
Речь активная
Пользуется лепетом и облегченными словами (машина – би-би, собака – ав-ав).
Речь понимаемая
Значительно увеличивается запас понимаемых слов.
навыки
Самостоятельно ест густую пищу ложкой
1 год 6 месяцев
Сенсорное развитие
Из предметов разной формы (3-4) по предлагаемому образцу и слову  подбирает предметы  такой же формы (например, к кубику – кубик)
Общие движения
Движения более координированные, перешагивает через препятствия  приставным шагом (например, через палку, лежащую на полу)
Игра
Умеет воспроизводить часто наблюдаемые в жизни действия (умывает, причесывает куклу)
Речь активная
В момент удовольствия или сильной заинтересованности называет предметы
Речь понимаемая
Находит по слову среди нескольких внешне сходных предметов два одинаковых, например, одинаковых по форме, но разных по цвету или величине.
навыки
Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой
1 год 9 месяцев
Сенсорное развитие
Играя, различает 3 разных по величине предмета (например, три кубика)
Общие движения
Умеет ходить по поверхности шириной 15-20 см, на высоте от пола 15-20 см.
Игра
Строит ворота, скамейку, домик.
Речь активная
Пользуется двухсловными предложениями
Речь понимаемая
Отвечает на вопросы взрослого при рассматривании сюжетных картинок.
навыки
Умеет частично раздеваться с небольшой помощью взрослого
2 года
Сенсорное развитие
По предлагаемому образцу и просьбе взрослого находит предмет того же цвета
Общие движения
Перешагивает препятствия чередуя шаг
Игра
Воспроизводит ряд логически связанных действий (например, куклу купает и вытирает)
Речь активная
Пользуется двух-трехсловными предложениями при общении со взрослым
Речь понимаемая
Понимает короткий рассказ о событиях, знакомых ребенку по опыту (данный показатель проверяется в семье)
навыки
Умеет частично надевать одежду с небольшой помощью взрослого

Табл.2. Показатели развития детей 3 года жизни (Г. В. Пантюхина)
2 года 6 месяцев
Сенсорное развитие
Подбирает по образцу разнообразные предметы четырех цветов (красного, синего, желтого, зеленого)
Общие движения
Приставным шагом перешагивает через несколько препятствий, лежащих на полу (палка, кубики) на расстоянии 20 см.
Игра
В игре действует взаимосвязано, последовательно (кормит куклу, укладывает спать, гуляет) выполняет 2-3 действия
Речь активная
Строит предложение из трех и более слов
навыки
Самостоятельно одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы, завязывать шнурки.
3 года
Сенсорное развитие
Называет 4 основных цвета
Общие движения
Переступает через препятствия высотой 10-15 см чередующимся шагом
Игра
В игре исполняет роль (например, играя куклой, говорит «мама», «доктор»).
Речь активная
Использует сложные предложения
навыки
Одевается самостоятельно с небольшой помощью взрослого, застегивает пуговицы,, завязывает шнурки


 
Табл.3 Оценка нервно-психического развития детей 4-6 лет 

Психические функции и социальное поведение
Показатели развития
Соответствует норме
С отклонениями
4 года
1. Мышление и речь
Умет группировать предметы одежды по классам: мебель, посуда, одежда, животные, птицы и т.п.
Группирует предметы по несущественному признаку, например по цвету.
2. Восприятие
Различает и называет основные цвета и оттенки: синий, зеленый, красный, желтый, белый, черный, розовый, голубой.
Называет круг, квадрат, треугольник
Путает цвета. Самостоятельно не называет предложенные цвета
3. Моторика
Общая: умеет подпрыгивать одновременно на двух ногах (на месте и продвигаясь вперед).
Ручная: всегда или иногда застегивает пуговицы самостоятельно. Всегда или иногда самостоятельно завязывает шнурки
Не умеет подпрыгивать на месте и продвигаясь вперед: отталкивается одной ногой или не отрывается от пола. Никогда не застегивает пуговицы и не завязывает шнурки самостоятельно.
4. Внимание и память
Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многих повторений, но в целом успешно.
Рассеян, невнимателен, часто «отключается». С трудом и непрочно запоминает стихи.
5. Социальные контакты
Умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры
Часто ссорится с детьми, обижается, дерется. Избегает других детей, любит играть с одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе.
6. Психическое здоровье
Без отклонений
Наличие отклонений соматовегетативного, психомоторного характера.
5 лет
1. Мышление и речь
Умеет составить по картинке рассказ в несколько предложений. Правильно отвечает на вопрос, как герой попал в данную ситуацию
Составляя рассказ, не может ответить на вопрос, как герой попал в данную ситуацию. Не понимает смысла картинки, перечисляя действия героя вместо пересказа сюжета.
2. Восприятие
Различает и называет основные цвета и оттенки: синий, зеленый, красный, желтый, белый, черный, розовый, голубой, коричневый.
Называет: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал,  выделяет существенные части предмета, имеет представление об их форме.
Путает цвета. Самостоятельно не называет предложенные цвета
3. Моторика
Умеет прыгать на одной ноге на месте и продвигаясь вперед. Одевается и раздевается полностью самостоятельно всегда или почти всегда
Не умеет прыгать на одной ноге. Никогда полностью не одевается и не раздевается самостоятельно или делает это очень редко
4. Внимание и память
Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многих повторений, но в целом успешно.
Рассеян, невнимателен, часто «отключается». С трудом и не прочно запоминает стихи.
5. Социальные контакты
Умеет играть с другими детьми, не ссорясь, соблюдая правила игры.
Часто ссорится с детьми, обижается, дерется. Избегает других детей, любит играть с одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе.
6. Психическое здоровье
Без отклонений
Наличие отклонений соматовегетативного, психомоторного характера.
6 лет
1. Мышление и речь
Умеет составить по картинке рассказ с развитием сюжета, отразив в нем события прошлого, настоящего, будущего. Допустимы наводящие вопросы
При рассказе сюжета не может ответить на вопрос, как герой попал в данную ситуацию, чем все завершится.
2. Восприятие
Различает и называет основные цвета и оттенки: синий, зеленый, красный, желтый, белый, черный, розовый, голубой, коричневый, оранжевый, фиолетовый, выделяет градации цвета (темно-, светло-).
Называет: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, многоугольники, ромб, овал; выделяет существенные части предмета, владеет понятиями (высокий - низкий, широкий - узкий, длинный - короткий)
Путает цвета. Самостоятельно не называет предложенные цвета
3. Моторика
Общая: умеет прыгать в длину с места с результатом не менее 70 см.
Ручная: умеет аккуратно закрасить круг диаметром 2 см не более чем за 70 секунд.
Не умеет прыгать в длину с места или показывает результат менее 70 см. Неаккуратно закрашивает круг (часто и грубо пересекает линию, много больших пробелов) или тратит на это более 70 секунд.
4. Внимание и память
Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многих повторений, но в целом успешно.
Рассеян, невнимателен, часто «отключается». С трудом и не прочно запоминает стихи.
5. Социальные контакты
Умеет играть с другими детьми, не ссорясь, соблюдая правила игры.
Часто ссорится с детьми, обижается, дерется. Избегает других детей, любит играть с одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе.
6. Психическое здоровье
Без отклонений
Наличие отклонений соматовегетативного, психомоторного характера.



Комментариев нет:

Отправить комментарий